Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Category:

Сумма технологии

Умный certus видит преподавание технологии более систематическим.

«С учётом того, что речь идёт о технологии как об общеобязательном предмете, цель в виде общего повышения технической грамотности населения представляется мне разумной, а в виде занятия свободного времени нескольких интересующихся людей и одновременно огромного количества совершенно не интересующихся — нет. А вот как достигнуть первой цели, я себе плохо представляю, но мне кажется, что предлагаемая Вами программа за счёт упора на описание и изучение огромного количества конкретных, но очень разных технологических процессов вряд ли имеет шансы на успех. По моим понятиям, получится некое подобие урока истории — собрание огромного количества фактов.
[..]
(Н)аписание и составление такой программы весьма трудоёмко. Однако мне кажется, что общая идея программы могла бы заключаться в формировании представлений (именно что не знаний!) о том, какие задачи вообще бывают в разных технологических процессах и как они решаются. Ведь многие технологические линии состоят из набора более-менее стандартных вещей: есть источник энергии, есть её преобразователь, есть предмет приложения. В каждом конкретном случае в зависимости от специфики задачи подбираются разные реализации этих элементов. Хочется создать у людей представление о связанных с этим вопросах, о том, как человечество умеет эти вопросы решать. Грубо говоря, хочется, чтобы на выходе человек пусть и не знал в точности технологических процессов в лёгкой промышленности, но имел некие общие представления о том, что там нужно сырьё, энергия, красители и т.п.

Начать можно с самых фундаментальных вещей: предположим, у нас есть какой-то источник энергии и мы хотим преобразовать её в нечто полезное нам (разумеется, есть куча примеров: у нас есть бензин, а мы хотим ехать на машине, у нас есть батарейка, а мы хотим, чтобы было светло и т.д.). Как мы можем это сделать в зависимости от того, в каком виде нам этот источник дан? В чём плюсы и минусы преобразования, например, тепловой энергии в свет через электричество? Ответы на эти естественные вопросы уже дадут довольно неплохое представление о том, чего вообще достигло человечество на этом поприще и помогут понять, какие устройства есть и в автомобиле, и в поезде, и на электростанции. Можно дать людям тут и самим какие-то простейшие штуки построить.

Самый же сложный вопрос заключается именно в том, какие примеры приводить для иллюстрации общих вопросов. Я согласен с Вами в том, что так или иначе полезно приводить примеры из разных областей (грубо говоря, примеры технологий как электромеханических, так и химических или биологических) — но часть из них вырастет сама (например, вопросы о преобразованиях энергии неизбежно приводят нас к имеющимся технологиям в энергетике). Однако всё это неизбежно загоняет нас исключительно в старшие классы и тем самым оставляет мало времени. И тут, конечно, надо долго и тщательно подбирать примеры для подробного рассмотрения.

Разумеется, эти замечания не являются сколь-либо подготовленной программой, но, я надеюсь, дают некое представление о моём взгляде на предмет.»
Tags: образование
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments