Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Categories:

Ещё про образование

Предметы из начальной школы имеют естественных преемников. Естественным преемником счёта, понятное дело, является математика. О её преподавании в этом ЖЖ уже сказано столько, что больше уже не нужно.

Традиционным преемником письма является правописание, а в более старшем возрасте — словесность.
Линия понятна: в начале учимся писать буквы, затем писать по-русски правильно, затем учимся выражать по-русски свои мысли, писать тексты, готовить речи и доклады. В словесность в широком смысле следует включать communicative competence. Иногда все три вещи объединяют под названием «русский язык», что мне кажется неправильным, потому что вещи это на самом деле сильно разноплановые, причём часть «словесность» хоть и изучается на примере родного языка, однако применима в дальнейшем к любому. В умении писать эссе или готовить речь язык, на котором выполняется работа, глубоко вторичен.

Традиционным преемником чтения является литература, что я бы оспорил. Читать люди учатся вообще-то в первую очередь совсем не для чтения Шекспира с Пушкиным. На мой взгляд, наследником чтения должен быть предмет «работа с текстом», где бы учили искать нужную информацию (в интернете и библиотеках), просматривать длинные тексты с целью найти нужное, анализировать сложные тексты (юридические, технические, литературные). Всякий гражданин правового государства должен, прочитав, скажем, правила дорожного движения, чётко знать, что он может, а что не может. И в случае чего, он должен уметь подтвердить своё мнение точными цитатами из ПДД. Сейчас это умеют не все, а ведь это умение гораздо, гораздо важнее в жизни, чем долбаный Тютчев, из которого я, несмотря на месяцы изучения, не помню вообще ничего. В старшем возрасте нужно учить выявлению в текстах демагогии и манипуляций, критическому анализу текстов, в первую очередь прессы.

(Изучение же классической литературы либо вообще должно быть добровольным кружком, либо входить в состав более общего предмета «мировая культура», где наравне с литературой в культурно-историческом контексте будут изучаться другие влиятельные форманты от классического кино и речей Цицерона до мифов древней Греции и библии. Я слабо понимаю, чем «Преступление и наказание» лучше или хуже «Сталкера» и вижу некоторую несправедливость в том, что одно изучают, а другое нет. А соображение о том, что это не следует вносить в систематическую программу, а следует сделать добровольной составляющей свободной программы наряду с музыкой, художественными предметами, рукоделием и спортивными кружками — оно оттого, что никакого общечеловеческого культурного кода не существует: изучить всю классику всех культур абсолютно невозможно по времени, а подбор «избранного» абсолютно произволен. Как мне указали в комментах, вместо литературы можно изучать основы литературоведения, но я совершенно не уверен, что такой предмет следует делать обязательным.)

Преемником «компьютерной грамотности», на мой взгляд, должен стать предмет под названием «автоматика». Дело в том, что с некоторых пор есть всякие Lego Robotics и контроллеры Arduino, при помощи которых без всяких специальных навыков собирать управляемые устройства, которые можно потом программировать. Во-первых, это охрененно и всем нравится. Во-вторых, это реально самый простой, наглядный и доступный детям способ научиться программировать. В-третьих, автоматизация всего и вся уже сейчас ступила далеко, а в будущем ступит ещё дальше, так что понимание, как работают автоматы, и азы их программирования, скорее всего будут полезны нашим детям существенно больше, чем умение решать квадратные уравнения.
Я вижу преподавание предмета «автоматика» так: класс разбивается на малые группы, в которых ученики с помощью учителя делают всякие будильники-свистелки-радиоуправляемые машинки, а потом их программируют. В какой-то момент следует сплести программирование с математикой: с одной стороны предложить ученикам написать программы, которые складывают, умножают и делят в столбик. С другой — дать задание запрограммировать машинку так, чтобы она, например, проехала по какой-нибудь сложной геометрической фигуре, что потребует некоторых вычислений внутри программы.

Преемником автоматики в старших классах естественным образом должна быть информатика. Информатика должна быть, на мой взгляд, предметом факультативным, уж больно она специальная.
Tags: образование
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…