Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Categories:

Начальная фаза образования

Прочитал сегодня много про разные образовательные системы. Создаётся впечатление, что начальное образование должно начинаться в возрасте около 5 лет, длиться 2–2.5 года, на протяжении которых осуществляется плавный переход от игровой формы обучения, к упорядоченной, и включать следующие обязательные занятия:
– развитие речи,
– чтение,
– письмо,
– счёт,
– компьютерная грамотность,
– подвижные игры.

Про чтение, письмо и счёт всё понятно, а вот с остальными двумя предметами интересно. Относительно недавно, буквально в последние 20 лет стало понятно, что очень многие дети не справляются со школьной программой элементарно потому, что не вполне понимают, что им говорят, и не могут сформулировать, что имеют в виду. Кроме того выяснилось, что многие дети, отлично справляющиеся со школьной программой, учатся счёту чисто механически, абсолютно не понимая сути производимых действий. Обе проблемы имеют общее решение: занятия по развитию речи в части понимания и формулирования грамматически сложных предложений + общение со специалистом, который выявляет индивидуальные паттерны непонимания и работает над ними. Также в предмет включают занятия по тренировке концентрации/усидчивости. Включение такого элемента в учебную программу начальной школы резко улучшает показатели по всем предметам, причём не только на то время, пока с детьми занимаются, но и в долгосрочной перспективе. Ну а компьютерную грамотность нужно включать, потому что в наше время это примерно такой же базовый навык, как чтение, письмо и счёт.

Хочется особенно отметить, что читать, писать, считать и тыкать в кнопочки вполне могут научить родители дома! При наличии у них времени и желания, ходить для этого специально в школу совершенно не обязательно. Хотя контроль со стороны специалиста время от времени желателен. Может быть и комбинированный подход: очень часто чтению и компьютерной грамотности ребёнка с лёгкостью обучают дома, а письму и счёту нет.

Лучше ли ребёнку учиться дома индивидуально или с учителями в группе — сугубо индивидуально. Достоверно показана врождённая предрасположенность к индивидуальным или наоборот групповым занятиям, так что тут нет «лучше» и «хуже», просто люди разные. Групповые занятия имеют наибольшую эффективность, когда проводятся в небольших группах при участии двух взрослых, по меньшей мере один из которых является специалистом по детской психологии.

Disclaimer: Естественно, я тут говорю только систематическую программу, про свободную программу молчу, потому что не понимаю, зачем о ней нужно говорить. Альтернативы дома/в классе с ней нет: свободная программа естественным образом состоит из занятий в кружках/группах/секциях/клубах. Это могут быть художественные занятия, рукоделие-мастерение, выдумывание историй/сказок, театральный кружок, музыка, танцы, спорт в любых комбинациях и любых устраивающих ребёнка и его родителя количествах, лишь бы не нулевых. По-моему, обязаловка и стандартизация тут абсолютно излишни, да и существует общественный консенсус: практически все родители направляют детей на какие-то занятия такого рода.
Tags: образование
Subscribe

  • Towards Univalent Construction Calculus

    Modern constructive Martin-Löf Type Theories (MLTTs) are exceptionally expressive and convenient languages for mathematical reasoning. By “modern”…

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 48 comments

  • Towards Univalent Construction Calculus

    Modern constructive Martin-Löf Type Theories (MLTTs) are exceptionally expressive and convenient languages for mathematical reasoning. By “modern”…

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…