Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Category:

Об инфраструктуре

(Из разговора)

Инфраструктура не двигатель, это смазка. Она делает возможным кучу вещей, которые без неё невозможны, потому что слишком сложны и дороги. Ну вот смотри. Допустим фирма X. производит полезные ништяки. Допустим хочет в интернете их продавать. А как продавать, если в России почта половину вещей теряет, а остальные доставляет по месяцу? В Германии же элементарно. Доставка пакета пару евро. Идёт пакет обычно один день. Если под конец рабочего дня, часиков в 17 его выслать, то на следующий день до полудня он будет на месте. Быстро, чётко, надёжно, со страховкой. Пакет не дошёл или побился — получите денежку назад. Ты представляешь, насколько это облегчает работу фирмам?
Больше того, можно снять склад, напрямую сопряжённый с почтой! То есть туда присылаешь по интернету формы вида «отослать коробку XYZ по адресу NNN» и оно туда пойдёт сразу же. Ничего не нужно ни на какую почту тащить. Произвёл товар, отвёз собранные коробки в такой склад. Открыл интернет-магазин и торгуй в полностью автоматическом режиме. Это получается, что совокупные издержки за распространение выражаются в единицах процентов с цены товара, в единицах. А знаешь, какая наценка, если это продавать через сеть распространителей? В районе 150-200%!

Представь себе, какая уйма убыточных начинаний превращается в прибыльные за счёт такой инфраструктуры. Транспорт и связь конечно самый наглядный пример. А вот менее наглядный — перепродавцы. Казалось бы! Фу, спекуляны, покупают подешевле, продают подороже. А вот фиг бы. Я нередко работаю с дружественным предприятием, которое перепродаёт техническое оборудование. И они не паразиты, а смазка, потому что они делают невозможные вещи возможными. Дело в том, что сам производитель, как правило, не имеет ни желания, ни кадров для индивидуальной работы. Производитель хочет полной или почти полной предоплаты и предлагает один-два удобных ему способа доставки. А у клиента зачастую нет денег на предоплату, а способ доставки нужен какой-нибудь хитрый. Вот тут он идёт к реселлеру, а реселлер устраивает всё как нужно с оплатой в рассрочку по индивидуальной программе, с индивидуальной доставкой. Он берёт за это сколько-то денег. Но в результате деятельности реселлера бедная клиент-лаборатория купила дорогой прибор, начала работать и стала процветающей лабораторией. А без реселлера сосала бы лапу, потому что производителю некогда заниматься всей этой индивидуальной деятельностью. Опять же, реселлер берёт на себя уйму рисков, которые производитель на себя брать по тем или иным причинам не хочет. У реселлера другого выбора просто нет. Но в общей сумме всем хорошо.

Тут мы подходим к инфрастрктуре страховой. На любом предприятии висит ответственность, как минмум моральная. Хозяин брал когда-то у кредиторов деньги, под своё честное слово брал, он их отдать хочет. Он сотрудников нанимал, и нехорошо будет, если в один прекрасный день ему станет нечем им платить. Сотрудники не все и не всегда здоровые мужчины в самом расцвете сил. При этом риски, которые на предприятии висят, всегда в денежном выражении огромны. Одна неустойка может быть такая, что это месяц зарплаты всем сотрудникам. Один перевернувшийся на дороге грузовик может скапутить такое количество дорогой продукции, что это нужно будет год отрабатвать. Я молчу про сгоревший цех. Чтобы в результате несчастных случаев не оказаться в катастрофической ситуации, используются страховки. В странах навроде Германии, Швейцарии или Великобритании страховые компании работают в этом отношении как часы. У предпренимателя может быть железная уверенность, что как только что случится, ему тут же вернут деньги. А если нет, то не к нему под окна, а именно к окнам офиса страховой компании прийдут его сотрудники с булыжниками и угрозами. И суд из этой страховой компании такую котлету сделает...

Почти во всех развивающихся странах это совершенно не так и страховые компании — вредная фикция, яркий пример самолётопоклонничества. А это в свою очередь, потому что и правовая инфраструктура в этих странах обычно отсутствует или коррумпирована.

К инфраструктуре же можно отнести мобильность населения, доступность съёмного жилья и производственных помещений, наличие квалифициованных кадров, наличие дешёвых неквалифицированных кадров, общая техническая культура, общая культура работы (как противоположности халтуры) у населения.

Инфраструктура — это всё то, что позволяет заниматься делом, не отвлекаясь чёрт-те на что.

Отдельный пункт — инфраструктуа гражданского общества. В Германии имеется более полумиллиона зарегистрированных объединений, от клуба любителей астрономии до объединения квартиросъёмщиков, от противников до любителей атомной энергетики. Полмиллиона! Практически каждый гражданин состоит хоть в одном. И каждое из этих объединений занимается какой-то своей деятельностью, в каждое приходят на доработку все законопроекты соответствующей объединению тематики. Более ста тысяч из этих объединений выпускают как минимум раз в полгода какой-нибудь листок о главных событиях. Каждые три месяца ко мне в почтовый ящик ложится листок о положении дел с архитектурным достоянием в моём крохотном районе Гёттингена, бывшей деревне Weende. Потому что есть люди, которые Weende любят и хотят видеть его красивым. И я, кстати, с интересом читаю. Плотная сеть этих вот ферайнов (объединений) значит для немецкой демократии много больше, чем мышыная возня в Бундестаге. Вот ещё на эту тему: progenes/107727.
Через эти ферайны действует вторая система социальной защиты, довольно эффективная, кстати. Когда люди знают, что единомышленник и коллега в беде, они быстро, эффективно и совершенно добровольно берутся помочь деньгами или чем-нибудь другим.

С некоторых пор появилась новая инфраструктура — блоггеры. По-тихонечку они начитают составять конкуренцию прессе, и эта конкуренция оказывает на прессу самое благотворное влияние. Врать сложнее.

Инфраструктура растёт медленно, сама по себе. Лучше всего она получается, если растёт сама, без встревания государства. Можно ли как-то простимулировать, как-то сделать, скажем, в Тунисе за 15 лет инфраструктуру сравнимого с США, Германией, Швейцарией или Великобританией уровня? Вопрос из вопросов. Не знаю.
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…