Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Многие тут опечалены замедлением космической экспансии. В открытый космос, да на луну вон уже полстолетия назад вышли, а дальше всё топчемся. Да тут ещё Обама урезал финансирование NASA. А мне вот не кажется, что честно отбирать у налогоплательщиков деньги на космические программы. Со временем технология дорастёт до удешевления стартов в сотни и тысячи раз, чтобы запуск 100 кг груза обходился не в 2 миллиона, а максимум в 2 тысячи долларов. И тогда освоение космоса станет рентабельным. И именно тогда начнётся настоящая экспансия в космос.

Самый перспективный проект на эту тему — так называемый launch loop. Он приводит себестоимости подъема груза порядка 300 долларов за 100 кг (после того как отобьётся цена постройки) и допускает около 180 стартов в день. Эту хреньку теоретически можно построить уже сейчас, но тогда она получится невероятно громоздкой и дорогой. С применением материалов посовершенней её можно несколько компактифицировать (называется space cable). Получится арка над землёй высотой 80км с основанием около 150км (на земле). Держится она засчёт того, что внутри эвакуированного кожуха-трубы (внешнего слоя арки) с бешеной скоростью едет лента и от кожуха магнитнолеветативно отталкивается. Лента по инерции распремляется в цепную линию, и держит таким боком кожух. Если за сию ленту магнитно зацепится шатл, получатся американские горки с ускорением до 3g, а около пика шатл отцепится и полетит куда ему нужно. Может на ближнюю космическую станцию, может и на Марс.

Вот тут-то и попрёт. Астрофизики своих телескопов позапускают на все диапазоны во все дыры смотреть, штук сто. Космических туристов попрёт шквал. Орбитальных станций понастроят. На марс-луну начнут часто летать, бо дёшево, не нужно тяжелых ракет-носителей и опять же опасности взрыва оных нет. Для управления за пределами атмосферы достаточно лёгких двигателей, помещающихся в сам шаттл вместе с топливом.

С материалами, кстати, всё тоже неплохо. В декабре 2009 (всего два месяца) назад научились делать длинные и качественные одностеночные борнитридные нанотрубки. Одиночные борнитридные нанотрубки имеют меньший предел прочности, чем углеродные, однако если из них делать кабель, ситуация меняется на противоположную. Борнитридные нанотрубки под давлением зацепляются друг за друга силами ван-дер-Ваальса, в результате чего общий предел прочности у верёвки почти не падает по сравнению с индивидуальными нанотрубками. Кроме того, у борнитридных трубок он не сильно падает при появлении дефектов. Короче, когда технология достигнет зрелости, ожидаются верёвки с пределом прочности уровня 40 гигапаскалей (т.е. на верёвку сечением 1 мм² можно повесить 4 тонны), низкой плотностью (примерно как у графита) и способную эластично растягиваться на 10-15% без эффекта усталости. Это всё в десятки раз круче стали и кевлара.
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments