Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Category:

Самобеглые повозки

Всякие гугломобили сносно научились ездить в типовых ситуациях*, и пока они учились и практиковались, две ключевые технологии (и это случилось за прошедший год) стали практичными — LIDARы (Bosch) и специализированные компьютерные системы для переработки огромных потоков 3d- и видео информации, поступающей с сенсоров, камер, радаров, лидаров и тому подобного (NVIDIA). Люди не хотят ставить себе на крышу уродливую башню с радарами и лидарами, с которой к тому же, ни в одну крытую/подземную парковку не въедешь, не хотят ездить в таком вот. А производители совершенно не готовы тратить на такую штуку тысячи дополнительных долларов. Поэтому бошевские лидары с радарами, которые сидят себе под капотом и не отсвечивают, и стоят на порядок дешевле — это прорыв. Их можно поставить, мотивируя это не робовождением, которое будет не понятно когда, а хорошими ассистентами вождения, повышающими безопасность и комфонт и уже вошедшими в мейнстрим, появились в машинах среднего класса.

Одновременно с тем, как гугломобили научились ездить сносно в типовых ситуациях пришло массовое понимание, что научить автоматику реагировать адекватно в нетиповых ситуациях на порядки сложнее. Причём зачастую у нас даже нет понимания, насколько сложнее, т.к. нет статистики, в какой доле случаев какие признаки на практике заставляют живого водителя насторожиться — впереди едущий сосед вдруг резко затормозил “не с проста”, водитель соседней машины наклонился в бок и трясётся, из машины впереди слышен громкий гангстерский рэп и валит сизоватый дым, дети крикнули за кустами “мяч!”, резко сгустились тучи и ощущение что прямо сейчас начнётся ливень.

Но мне кажется, что шанс справиться с этим действительно есть — сбор и кропотливый анализ нетиповых ситуаций. Сейчас автоматике научиться работе с нетиповыми ситуациями неоткуда, потому что таких ситуаций у живого водителя может быть суммарно 10 минут на 100000-200000 минут за рулём.

Можно ли это собрать? Можно, если собирать информацию с десятков миллионов водителей. Т.е. если один из двух крупнейших автопроизводителей мира (Toyota и Volkswagen Group) начнут ставить на все свои машины стандартизированное, одинаковое для всего модельного ряда оборудование 3d- и видеорегистрации и “чёрные ящики”, записывающие те самые нетиповые ситуации, т.е. ситуации когда водитель повёл себя не так, как повела бы себя автоматика, а также ситуации приведшие к авариям, экстренным торможениям или ускорениям, крикам в салоне или нехарактерным для данного водителя нарушениям ПДД, а дальше на какой-то добровольной основе надо стимулировать (возможно, денежкой) водителей добровольно делиться анонимизированными данными с автопроизводителями. У VW уже, насколько я понимаю, в каждой новой машине есть камера, а также парковочные датчики спереди и сзади. В наиболее дорогих моделях — парковочные датчики по всему периметру, радар, фронтальные широкоугольные камеры высокого разрешения с параллаксом и ночным видением, камера заднего вида. Скоро добавится LIDAR и сменится поколение бортовых компьютеров. Да, сперва это будет скорее всего только Audi A8, потом добавятся A6, Q7, электропассат и электрогольф, Škoda Superb, но спустя года три, может быть, уже и весь модельный ряд, кроме разве что каких нибудь VW Lupo/Fox/e-Up/Škoda Citigo.
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…