Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Category:

Подземные парковки

(По следам переписки в комментариях с daedmen.)

Вы заезжаете на обычное такое наземное парковочное место — 2.30м в ширину, 6м в длину, может вдоль дороги параллельно, может перпендикулярно с отдельным въездом, только вместо того что границы нарисованы на земле белой линией, границы физические — под автомобилем не асфальт, а гидроизолированная стальная решётка*. Перед вашим капотом невысокий заборчик, 1.15м в высоту, в него вмонтирован аппарат оплаты парковки. Выходите, прикладываете платёжную карту, нажимаете на столбике рядом кнопочку что “в машине никого не осталось, в особенности не осталось ни детей, ни животных”, и тут с оставшихся трёх сторон парковки из земли медленно поднимаются ещё три заборчика, тоже 1.15м в высоту, причем с длинных сторон — непременно из стальной решетки. Потом ваша машина вместе со стальной решёткой медленно опускается, а длинные стороны заборчика складываются внутрь, образуя новую стальную решётку из двух половинок. Что характерно, общей шириной в те же 2.30м. Заборчик сзади просто опускается. Всё, парковка готова принимать следующего посетителя. Если у вас электромобиль или гибрид, он ещё и подзарядится там внизу.

Если это парковка вдоль дороги параллельно, то выход находится просто на следующем парковочном месте, сразу за тем стационарным забором, где оплата парковки. Там тоже стальная решётка и никаких стационарных заборчиков, кроме паркомата сзади. Чтобы добыть машину назад нужно просто снова приложить платёжную карту. И тут перед парковочным местом поднимается заборчик, а потом решётка раскрывается будто лежащая на земле двустворчатая дверь, образуя два заборчика по 1.15м по сторонам, и из недр поднимается платформа с вашей машиной. Когда машина на месте, заборчики опускаются назад под землю (причём “створки” под землёй уезжают назад, там где парковочное место для въезда, для следующего въезжающего они сперва поднимутся в качестве заборчика, а потом сложатся в новую платформу). Теперь ваша машина на поверхности и вы можете спокойно и в нестеснённых пространственных условиях загрузиться в машину и поехать.

Если эта парковка не параллельно дороге, а перпендикулярно, въезд и выезд надо располагать не друг перед другом, а параллельно, тогда под землёй понадобится ещё ротационный стол (потому что выезжать-то надо другой стороной, чем въезжать). Если мест много, а место оживлённое (оборот парковочных машин быстрый), то надо делать несколько въездов и выездов в любом случае.

Если мы делаем каршеринг микромашинок вроде Toyota i-Road, то можно сделать то же самое, с парковочными местами в два раза уже и в два раза короче (тогда платформы, кстати, не нужно делать двухстворчатыми), и благодаря тому что машинки в парковке будут взаимозаменяемыми, на выездном месте всегда будет стоять готовая к выезду машина, а иметь дополнительное место внизу для пересортировывания машин будет не нужно. Таким образом парковки с наземным футпринтом менее чем в одно парковочное место обычной машины, и глубиной всего в 6 метров хватит на целых десять машин. А для 6 машин хватит глубины всего в 3 метра.

* * *


Вернёмся к парковкам для личных машин, а не каршеринговых, и обсудим ещё некоторые детали. Во-первых, парковочные места могут находиться только непосредственно под местом высадки и посадки, а могут быть ещё места сбоку. Ротация машинок, чтобы выдать нужную, делается по принципу игры в пятнашки. Копать больше чем на 6-7 метров вглубь обычно слишком дорого, поэтому вглубь парковки хватает не более чем на четыре машины высотой до 1.7 метров (обычные легковые машины) или три машины высотой до 2.25 (SUV, микроавтобусы, внедорожники, обычные легковушки с верхним багажником), к счастью возможно гибкое использование высоты — т.е. если внизу в основном седаны по 1.55 высотой, то влезут 1-2 микроавтобуса. Правда на въезде нужно сканировать высоту машины и быстренко проверять, можно ли будет, добавив эту машину к имеющимся, всё ещё обеспечить выгрузку машин наружу в любом заданном порядке, но это задача несложная.

Пока писал пост, нагуглил немецкого изготовителя подобных подземных автоматических парковок: https://www.woehr.de/. У них там и платформы ездят как угодно, так что можно в пятнашки играть, и поворотные столы имеются, но они в основном встраивают свои подземные парковки в уже имеющиеся здания, где люто нехватает парковочных мест (типа зданий-памятников архитектуры в центре Мюнхена), поэтому у них обычно одна зона погрузки-выгрузки (если занято, подождите), и она находится на на открытом воздухе, а внутри здания в специальном въезде. Ну и в пятнашки, насколько я понял, они не играют, а вместо этого оставляют достаточно свободного места внутри, чтобы обеспечить максимально быструю доставку нужной машины на поверхность. Почему так, мне сложно сказать — ротационный подход едва ли заметно медленнее, но обеспечивает существенно лучшее использование имеющегося объёма.

(Разумеется, WÖHR делает всё дорого, но daedmen показал мне китайские системы ротационной парковки, которые настолько дёшевы, что это просто не верится. Там парковка на 10 машин стоит дешевле, чем у нас тут плексигласовая наземная парковка на 8 велосипедов. Но китайские системы наземные, и не защищены от дурака. А тут подземные, стало быть надо предусматривать лазы для техников/спасателей, чтобы в любую точку внутри можно было как-то проникнуть через наземные люки, нужны тревожные кнопки везде, на случай если кто-то таки оказался случайно под землёй, в машине или вне её, нужна автоматическая система пожаротушения и система водоотвода на случай ливня — хоть решетки и гидроизолированы, где-то вода просачиваться будет, а в моменты когда решетки открываются для погрузки или выгрузки автомобилей — вообще много залиться может.)

Интересно было бы оценить, насколько описанная система автоматической парковки более эффективно использует объем, чем обыкновенные многоэтажные парковки (не важно, подземные или наземные). Если говорить только о парковочной площади, то я думаю разница не менее чем в два и не более чем в четыре раза. Выигрыш получается за счёт того, что
– не нужно делать проездов, обеспечивающих возможность проехать к любому месту и запарковаться (равно как выпарковаться и выехать);
– не нужно делать межэтажных эстакад/спиральных заездов-выездов;
– не нужно оставлять просветы между машинами, чтобы двери открывались;
– не нужно делать проходов, лестниц и лифтов для людей.

А вот в плане объема не могу умозрительно оценить, надо писать монте-карло симуляцию и смотреть, насколько он экономится за счёт “переменной высоты этажа”.

(* Гидроизолированная стальная решётка — это стальная решетка, где дырки заделаны прозрачной резинистой массой — обычно эпоксидной смолой.)
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments