Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Category:

К юбилею высадки на луну

SpaceX вообще молодцы, я с диким интересом слежу за разработкой двигателя Raptor и ракеты BFR.

SpaceX удачно завершают первую стадии стратегического развития — они сделали двухступенчатые ракеты космического назначения (Falcon-9 и Falcon Heavy) на нетоксичном доступном топливе с возвращаемыми и подлежащими многократному использованию первыми ступенями. Добились стабильной посадки этих ступеней и довольно твёрдо идут к тому, чтобы посаженную ступень можно было повторно использовать уже через несколько суток — сейчас на то, чтобы привести использованный бустер в рабочее состояние уходит чуть больше двух месяцев. Попутно они развили несложный (по меркам современных ракетных двигателей) и не новый (базирующийся на недоделаном NASA'вском двигателе Fastrac) до конфетки в своём классе, имеющей рекордную тяговооруженность среди всех ракетных двигателей для систем запуска орбитального класса.

Именно чтобы добиться этих результатов как можно скорее, SpaceX изначально шли на много компромиссов — Falcon'ы имеют малый диаметр, Merlin базируется на изначально устаревшем подходе к двигателестроению и т.д. На второй стадии они делают ракету толще и двигатель, который базируется на самом совершенном из известных подходов к двигателестроению. При этом на ещё более нетоксичном и дешёвом топливе — метане. (Хотя при этом избегают пока экспериментов с переходом от классических к клиновоздушным двигателям в качестве стартово-посадочных, хотя это теоретически даёт выигрыш в топливной экономии и в тяговооруженности за счёт экономии на подвесе. Но нельзя же экспериментировать со всем одновременно.)

Надо помнить, что первоочередная задача в том, чтобы снизить цену вывода грузов на орбиту. И самый радикальный способ снизить эту цену сейчас — сделать вторую ступень тоже возвращаемой. И переход к двигателю Raptor и ракете BFR на самом деле ради этого. Уже потом, когда это, ттт, заработает, можно будет думать о дальнейшем повышении тяговооруженности и топливной экономии двигателей. Ну, а когда выжимать топливную экономию и снижать массу двигателя и судна будет некуда, ещё можно перейти к старту с экватора, тем самым повысив количество полезной массы, которую ракета может вывести на орбиту, на 20-50% (в зависимости от характера миссии) чисто благодаря точке старта.

И вот когда (и если) цена вывода грузов на орбиту будет радикально снижена, это откроет совершенно новые перспективы. Когда запускать дёшево, возникнет куча исследовательских проектов, желающих запустить “свой маленький спутничек-телескопчик” да и куча других заказчиков, возможно станет доступной постройка “орбитального космодрома-дозаправочной станции”, что сделает возможной (в идеале — рентабельной) добычу полезных ископаемых в космосе и более-менее рутинные полёты на луну и марс.

А вообще, и Tesla и SpaceX можно рассматривать как подготовку площадки, чтобы когда наконец возникнут термоядерные электростанции и термоядерные ракетные двигатели, всё сразу было готово к тому, чтобы начать ими пользоваться всласть. (Использовать ТЯРД нужно только в открытом космосе, для взлёта и посадки обычные двигатели подходят гораздо лучше.) А этим уже занимается совсем не Elon Musk, а TAE Technologies и НИИ ядерной физики имени Будкера. Вот если у них всё получется, то будет вам и декарбонизация, и энергии завались, и эффективный транспорт в пределах солнечной системы, и перспективы межзвёздных полётов к землеподобным планетам.
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…