Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Categories:

Цена километра

В интернете оценки разнятся, так что попытался вчера оценить, сколько бы стоил километр типовой поездки на такси, если бы у нас были машины с автопилотом.

Грубо говоря, сейчас стоит километраж и время, километраж стоит потому что это топливо и износ машины, а время потому что это время водителя. Но это не совсем правда, потому что ещё есть комиссия, с благодаря которой работает инфраструктура (Uber показывает, что комиссии в 20% спокойно хватает). Когда Uber воевал с немецкими бюрократами, цена за километр была установлена на уровне себестоимости, и это было 0.35 евро за километр, в это включается топливо, амортизация, износ резины, сервис и ремонт автомобиля, а также налоги и сборы (включая 7% НДС на поездки на такси). И 20%, которые уберу. В предположении, что если заменить водителя автопилотом ничего не изменится, а цена за время исчезнет, то эти 0.35*километраж и будут реальной ценой для покупателя. Ну да, плюс евро за вызов, да и за инфраструктуру придётся отдавать чуть больше 20%, так что, скажем, 0.45*километраж в среднем. Сейчас, если что, и у обычных таксистов, и у убера, который заставили работать по тем же тарифам, в среднем выходит от 2.70 евро и выше, т.е. в шесть раз дороже. Т.е. наличие водителя обходится в среднем в 5/6 поездки.

Однако мне хочется проанализировать, как получается себестоимость и не может ли оно удешевиться ещё из-за того, что в машине без водителя становится на одно место больше.
* * *

На форумах таксистов особенно любят Ауди и Тойоты, которые по их словам живут себе по 600000 км, и на все ремонты, резину, сервисы и техосмотры уходитв пределах 1000 на 100000км, у всех у них амортизация в районе 4-5 центов на километр. Ещё они жруть топливо от 8 центов за километр и более. Ещё надо прибавить 70% за порожние поездки между клиентами и по техническим причинам (на заправку и в парк), и выходит 16-20 центов за километр только за топливо и амортизацию.

Ещё за них надо платить всякие высокие налоги и сборы, потому что они много парковочной и дорожной площади занимают, а также загрязняют атмосферу в городе (в то время как электромобили загрязняют её за городом, где вырабатывается электричество, и в Китае с ЮВА, где вырабатываются аккумуляторы), видимо это в основном и обеспечивает разницу между 16-20, посчитанными выше, и 0.28, взятыми убером из практики. В целом, очень близко.

Так вот, в обычные такси помещается 5 человек, при средней загрузке такси в 1.2 пассажира, типовое использование такси тут у нас состоит в том, чтобы довезти одного человека с небольшой поклажей (от одного дипломата до рюкзака и пары объёмистых чемоданов) из одной точки в другую точку в пределах города. Для этого идеально бы подходил вариант Twizy Cargo с автопилотом, с которого сборы за загрязнение городского воздуха не взымаются за отсутствием такового, а сборы за дорожное использование гораздо меньше (сейчас, фактически, нулевые), да и потребление должно быть гораздо-гораздо меньше.

Давайте посмотрим. Потребление у Twizy в районе 12 кВт⋅ч/100км при максимально быстрой городской езде, цена электричества для электромобилей сейчас 0.2 евро за кВт⋅ч, т.е. 0.024 евро чисто на километр езды (зимой чуть больше, летом чуть меньше). Порожние перевозки по расстоянию составляют добавлению 70%, однако ехать можно никуда не торопясь, максимально эффективно, без подогрева/вентиляции, да ещё и с меньшим весом, это всё понижает потребление в 1.6 - 1.8 раза, так что получаем эффективные 3 цента за километр! Минимум в 4 раза дешевле, чем на обыкновенном автомобиле!

Если предположить, что амортизация такая же, как у тойот с аудями, то это будет себестоимость километра в районе 7-8 центов за километр пассажирской поездки!
Не знаю уж как считали те эксперты, у которых выходит от 3 до 10 центов, но 3 цента как-то вообще никак не получается, нереально это. Или может у Twizy амортизация на порядок меньше? Странно, я бы ожидал как раз бóльшей амортизации, ведь во-первых это никакая не Тойота, знаменитая своей неубиваемостью, а во-вторых, электрические технологии это на 80 лет меньше инженерной обкатки, доработки и прочего, особенно аккумуляторы.

После быстрого загугла выяснилось, время жизни Twizy сильно варьируется в зависимости от условий использования от 2.5 до 6 лет, а вот ресурс Twizy по километражу всего 140000 км, столько круглосуточное такси наезжает за один год, так что беспокоиться о том, что оно заржавеет. Далее, известно что покупателям, которые закупают Twizy крупными партиями, их дают приблизительно по 5000 евро, что даёт ещё четыре цента за километр. А ещё надо учесть, что у Twizy маленький (на 140000 км понадобится 2500-3000 циклов перезарядки) и плохонький аккумулятор (живёт всего 500-600 циклов), так что аккумуляторы придётся менять чуть ни каждые два месяца, что удваивает цену машины.

Т.е. получаем себестоимость порядка 12 центов за километр поездки, вместо обетованных 7-8. И всё это только потому что она хлипкая, а аккумуляторы нынче дороги даже плохонькие, а хорошие стоят как чугунный мост.

Впрочем, на женевском автосалоне скоро покажут Toyota i-TRIL, в принципе ожидается та же фигня, как их концепт i-Road, но посмотрим.
Subscribe

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • 36

    Традиционный деньрожденный пост. Год выдался необычный. :)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • 36

    Традиционный деньрожденный пост. Год выдался необычный. :)