Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Categories:

Маглев

Чтобы перейти на более высокие скорости железнодорожного транспорта, чем доступные сейчас 300 км/ч, нужно переходить на поезда на магнитной подвеске. Достигать рекордных 500+ км/ч можно и на обычных рельсах, как показали смелые погонщики TGV, но это слишком опасно и непрактично, чтобы быть хоть сколько то близким к коммерческому использованию. А вот в у поездов на магнитной подвеске такие скорости могут быть не одиночными рекордами, а штатным режимом работы. Вообще говоря, Маглев имеет ровно три selling point'а: (а) ни полотно, ни колёса не изнашивается вообще, нет лязга и вибрации, (б) ускорения и КПД разгона и рекуперативного торможения превосходны, (в) вероятность схода с рельсов много ниже.

С точки зрения любителей прогресса важны скорости, но с практической точки зрения важно именно то, сколько денег можно сэкономить за счёт (а) и (б), и когда это окупит сложности внедрения.

Так вот, всякие хитроумные технологии типа Трансрапида с Синкансеном, на самом деле, ужасны: техническая сложность, ресурсоёмкость и дороговизна железнодорожного полотна получается космическая, никакие пункты (а) и (б) просто никогда это не окупят. Ever. Кроме того, это всё нельзя отмасштабировать до размеров сети, сопоставимых с имеющимися сегодня ВСМными сетями, не говоря уж об обычных ЖД-сетях, которые проникают в индустриально-развитых регионах в каждую деревушку и в каждый крупный завод. Фигня весь этот монорельс и прочие хитроумности, гениальна именно технология двух топорных рельсин, положенных поверх топорных шпалин. Вот это масштабируется, это кладётся, это чинится. Даже когда “топорные рельсины” представляют из себя высокопрецизионные изделия из дорогой высококачественной стали, а шпалы недешевые бетонные изделия, железнодорожное полотно всё ещё остаётся значительно более простым и дешевым в прокладке и сопровождении, чем хорошая автодорога, не говоря уже обо всяком космическом монорельсовом извращении. В этом и гениальность.

С этой точки зрения самая многообещающая идейно маглевная технология на мой взгляд — “A Self-Controlled MagLev System” by Di Puccio et al., потому что это по существу обратно-совместимая с рельсами и шпалами штука, просто внутрь рельсы засунуты магниты, а вместо колёс у поезда бесконтактно обхватывающие рельсу крылышки, тоже с магнитами. Хотя в момент разработки, в 2012 году, многообещающей она не была, потому что рельсы с таким количеством магнитов из дорогущих редкоземельных металлов, становятся золотыми. А стала с этого года, когда японские учёные научились (http://www.nature.com/articles/srep16627) делать подходящие магниты из дешевых железа и никеля.

Вот так оно может и пойдёт. С обратной совместимостью, потихоньку.
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…