Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Category:

Авиационное

Как уже давно обсуждалось, в том числе и в этом ЖЖ, авиапассажиры проголосовали рублём и однозначно сообщили, что массовой пассажирской авиации экономичность важнее скорости, поэтому Конкорды списали без продолжения проект Sonic Cruiser был брошен, а вместо него сделали крайне экономичный Dreamliner. И Дримлайнер действительно очень экономичный, повышение экономичности дальше без кардинальных изменений будет малоэффективно. Ну можно сделать самолёт ещё чуток полегче, где-то пооптимизировать электрические системы, чуточку усовершенствовать двигатели, но это всё в комплексе единицы процентов.

Куда же авиаконструкторы могут пойти дальше? Надо конечно спросить, но из известных мне направлений осталась только обратная стреловидность крыла и отказ от хвостового оперения. Крылья обратной стреловидности фундаментально обеспечивают на 20% большее аэродинамическое качество в диапазоне скоростей до 0.85 Маха[1], кроме того их использование со специализированными законцовками крыла позволяет практически избежать формирования спутных струй, вихри "сносит" вдоль крыльев к фюзеляжу, в результате чего за концом фюзеляжа образуется одна короткоживущая турбулентная струя, где разнонаправленные вихри быстро компенсируют друг друга. Отказ от хвостового оперения приводит к тому, что исчезают балансировочные потери (это в районе 9-10%). Таким образом общая экономия в результате может составить ещё процентов 15-20%, как при переходе от 767 к 787.

Цена вопроса — потеря статической надёжности. Лететь как планер (т.е. с заглохшими двигателями) самолёт с обратной стреловидностью крыла не может в принципе... С другой стороны при переходе от дирижаблей к самолётам аналогичную потерю пассивной безопасности все сдюжили и ничего.

Интересно, попытается ли кто-нибудь из гигантов заняться таким проектом. Можно ли решить такую инженерную задачу сразу для пассажирского самолёта, если она даже для истребителей ещё толком не обкатана?

Картирка из Википедии (Grumman X-29):


[1] http://www.icas.org/ICAS_ARCHIVE/ICAS1998/PAPERS/382.PDF

* * *


А вот в области бизнесджетов всем конечно плевать на цену, хочется скорость и чтобы летать можно было где угодно. А вот с этим есть проблема, потому что обычно от сверхзвуковых самолётов грохот такой, что все населённые пункты нужно огибать за многие десятки километров; если представить что современный авиатрафик над Европой вдруг стал сверхзвуковым с такими же параметрами, как у Конкорда жить Европейцам можно будет только в наушниках, иначе ощущение будет как будто вокруг всё время стройка с отбойными молотками. Поэтому тут конструкторская мысль устремлена в вопрос подавления шума. На этот счёт процветает проект
SAI Quiet Supersonic Transport (Lockheed Martin). Они обещают, что от него шума на земле будет в сто раз меньше, чем от Конкорда, и даже на пару десятков процентов меньше чем от обычных дозвуковых лайнеров. И обещают его даже прям через четыре года (в 2018) пустить в производство.

Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…