Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Автомобильноправовое

Сдавал экзамен на права. По моим личным ощущениям я неплохо отъездил. Ездили ровно 45 минут, был полный комплект типов дорог: автобан, шоссе, проселочная аллея (гравийка, а сверху деревья стробоскоп устраивают), город, зоны 30 с отвратительной видимостью и узкими улицами. Было большое количество перестроений на городских улицах, где плотное движение и не очень-то пускают, были хитрые повороты, парковка задом параллельно и перпендикулярно, разворот задом. Я боялся, что забуду включить поворотник где-нибудь, повернуть голову во все стороны, что не пропущу какого-нибудь вяло-идущего к переходу пешехода или слишком поздно замечу прущего наперерез велосипедиста, или пропущу какую-нибудь вливающуюся справа на нерегулируемом перекрёстке мелкую улочку, спрятавшуюся в листве. Или что буду проезжать такой перекрёсток слишком быстро. Или что я неожиданно замечу там справа машину и слишком резко заторможу, или что машина будет слишком далеко и я буду колебаться, пропускать её или нет. Или что перестроюсь как-нибудь особенно неуклюже, забуду мигнуть должное количество раз поворотником, случайно включу дальний свет, подрежу кого-нибудь, забуду сразу включить дворники, если начнётся дождь, въеду не в ту полосу или не в тот створ дороги при повороте налево. Все эти ошибки я уже делал, пока учился. И ни одной из них я не сделал, когда сдавал экзамен. Я прекрасно припарковался обоими способами, уверенно развернулся задом, никого не задерживая, нигде не нарушил в сторону превышения скоростной режим, мягко поворачивал и тормозил.

Но я не сдал.

Мелкие ошибки (экзаменатор сказал, что их бы мне простили, но на будущее запомнить):
- Слишком агрессивно въезжал на автобан. На разгонной полосе, осмотревшись налево, я убедился что могу туда встроиться, однако расстояние до сзадиидущей машины не очень велико, и нужно быстро выйти на соответствующую скорость. Соответственно, я сделал тапкувпол, разогнался чуть быстрее идущего сзади-слева автомобиля и встроился в поток только под конец полосы, когда расстояние до сзадиидущего автомобиля достигло вполне безопасного. Инструктор говорит, что так делать можно, но лучше не надо просто с точки зрения экономии нервов в природе.
- На автобане же при обгоне автомобиля с прицепом я перестроился в более левую полосу слишком заранее. И перестроение совершил не совсем гладко, вначале я перестроился так, что оказался не по центру своей полосы (а впритирку к правому краю), а затем выправился. Выправления на скорости 135 (обгон выполнялся именно на такой скорости, и это как раз правильно) по хорошей погоде на хорошей машине проблемы не создадут, а вот если дорога мокрая и посредственная машина со старой резиной, выправления опасны, их не должно быть, надо сразу попадать в центр нужной полосы.

Крупные ошибки (любые две из этих трёх ошибок в совокупности достаточны для провала экзамены, а с учётом мелких ошибок, достаточно и одной):

- Ехал 80-85 по загородному шоссе в хорошую погоду (разрешено сто). Причина: неуверенность. Моя собственная. Дорога не то чтобы широкая, не автобан-с, разделительной полосы нет, в метре слева от меня (периодически меньше) свистят машины на скорости 100. После экзамена я спросил, что неужели я неправ, в том что еду с комфортной мне скоростью, то есть в том режиме, в котором я ещё полностью контроллирую ситуацию. Мне сказали что в целом прав, просто нужно чтобы мне стало комфортно ехать в более адекватном дороге и погодным условиям режиме, поэтому мне надо позаниматься с инструктором ещё, пока у меня не образуется должная уверенность. В противном случае своей низкой скоростью я склоняю едущих сзади к опасным маневрам обгона.

- Ехал по главной дороге. В неё вливалась с правой стороны второстепенная дорога. Со второстепенной дороги ехал чмырь на желтой машине и говорил по мобильному телефону, на меня он не смотрел; просто ехал вперёд со скоростью не менее 20 км/ч без какой-либо тенденции к торможению. Мой спинной мозг, приученный годами и десятками тысяч километров велосипеда замечать такие ситуации мгновенно, сообщил мне, что если ни он, ни я не затормозим, то на счёт три он прилетит мне в правое крыло. И я резко затормозил. И чмырь резко затормозил. Он бы в меня не въехал, его тормозной путь составил какие-то сантиметры и он вылез мордой на главную дорогу всего сантиметров на 15, я же ехал в соответствии с правилами в метре от правого края дороги.
Я затормозил зря и мне влепили "грубое игнорирование правил преимущественного проезда".

И вот тут я даже не знаю, что делать. Как же мне отключить велосипедную интуицию? Как зарубить себе на носу, что риски нужно оценивать совершенно по-другому. Это на велосипеде въехавший в меня сбоку водитель означает множественные переломы, на машине это как максимум помятое крыло на такой малой скорости. То есть даже если бы он в меня врезался, я бы спокойно отъездил экзамен до конца, а потом машину в какой-нибудь удобный момент сдали в ремонт за его счёт. Риски другие, даже 0.2% вероятность множественных переломов по причине чмыря сбоку я допускать не хочу, за год там накопятся десятки процентов вероятности. А тут я рискую царапиной на машине, это чисто финансовая проблема, причём не для меня, а для виноватого. И если из-за каждой 0.2% вероятности царапины каждый будет тормозить, дорожное движение в городе будет парализовано. Да и потом это на велосипеде я еду впритирку к бордюру, а на машине-то в метре от него! В общем я понимаю все аргументы.

Но подозреваю, что всё равно буду вести себя точно так же, окажись я в такой же ситуации.

- В зоне 30 (км/ч) я ехал где-то 15км/ч, потому что улица была узкой. И вот это реальный фейл коммуникации с моим инструктором. Это он, гад, меня тысячу раз дёргал, что если я не могу держать метровую дисстанцию от машин из-за того что улица слишком узкая, то надо ехать медленно, очень медленно. Внутри у меня абсолютно нет "ощущения опасноти" на эту тему: на велосипеде я привык не снижать скорости (т.е. ехать 25-30 км/ч) даже если передо мной дырка между столбами, которая на 5 см шире моего руля. Лет 10 назад я боялся так делать, на многополосных велодорожках меня часто притирали к столбу и я вижу, есть там эти два сантиметра от руля или их нет. На машине, к габаритам которой я привык, я могу ехать в 10 сантиметрах от чужих зеркал со скоростью 30 и их не задевать, я же вижу где наше зеркало, а где их, с чего бы я вдруг задел-то. Понятно надо медленно, если между машинами дети могут оказаться, или кто-нибудь двери откроет. Но тут не та ситуация, мертвый в рабочее время спальный район, за машинами бортик, никаких детей даже в перспективе. Ехать себе 30 и не париться.
Но у меня в голове засели слова инструктора, что так делать нельзя, надо ехать медленно. Я и ехал медленно, очень медленно. Экзаменатор влепил мне за это "создание помех движению" со словами, что даже велосипедисты сзади хотят меня обогнать, но не могут, потому что улица слишком узкая.

И вот тут я не знаю, чего от меня хотят. В следующий раз поеду 30, срежут на этом.

* * *

Теперь самое непонятное, что же мне с этим делать. То есть я всё понимаю про мелкие ошибки, поездить автобан ещё два раза по 90 минут. По поводу узкой дорожки и слишком медленной езды в зоне 30 я тоже понимаю. По поводу перца с мобильником я тоже понимаю как действовать, просто боюсь перегнуть палку. Я могу к следующему экзамену жестко настроить себя, что буть что будет, а тормозить в ситуации, когда право преимущественного проезда у меня, я не буду. Я боюсь перегнуть палку и сделать обратную ошибку на фоне такой настройки себя.

А вот что делать со слишком медленным движением по шоссе и торможением из-за перца с мобильником я не понимаю.
То есть, я понимаю что это придёт со временем. Я же езжу 70 км/ч на велосипеде, прохожу сквозь те же самые узкие дырки, научился несколько месяцев назад ездить вдоль по гладкой рельсе. Я же плаваю совершенно без опасений через озёра и за буйки, при том что научился плавать только в подростковом возрасте. Просто всё это приходит очень не сразу, постепенно. Вначале ты учишься уверенно плавать стометровку и плаваешь стометровку два месяца, потом приходит чувство, что стометровка стала рутиной и ты реально можешь больше, реально свободно держишься на воде. И ты пробуешь сперва 200, потом сразу 300 метров, но километр ещё не пробуешь, надо сперва убедиться, что если на 300-метровой дисстанции без берега рядом вдруг что-то пойдёт не так, то ты с этим справишься. Плаваешь себе 300 метров ну или ездишь на велосипеде 40-50 км/ч и дожидаешься каких-то кризисных ситуаций, вот посреди озера вдруг волной захлестнуло и ты поперхнулся, надо остановиться, продышаться, а потом плыть дальше. Или пока ты ехал на велосипеде 50, кто-то выскочил на дорогу, а ты вовремя оттормозился и справился. Так приходит ощущение, что ты реально контроллируешь ситуацию и в этих условиях. Это длится го-да-ми.

От меня хотят уверенного вождения. Но я по природе своей человек осторожный, я медленно снизу подбираюсь к своим пределам. У меня не будет никакого реально уверенного вождения ещё три-пять лет. Невозможно три-пять лет кататься с инструктором. Значит уверенность надо сымитировать, сыграть. Я всю жизнь сдавал экзамены по принципу "надо быть компетентным, а не казаться компетентным". Тут же положение, как мне кажется, почти безвыходно: нужно либо суметь казаться тем, чем я не являюсь, либо научиться отпускать контроль. Учиться не смотря на неуверенность ехать и в таком режиме, в котором, как мне кажется, я не контроллирую ситуацию. Этого я делать пока совсем не умею.

Это вагон отрицательного опыта на этот счёт. Мне очень часто говорили "да прыгай тут", "кривая вывезет", "как-нибудь выплывешь", "за что-нибудь зацепишься", "авось оно выдержит", "тело само подскажет". Тело никогда мне не подсказывало, ему это не свойственно.
Может быть с тех пор что-то изменилось, но в детстве всегда было так что в итоге не я "как-нибудь" выплыву, а тот же самый инструктор, который советовал просто поверить многоопытному ему и просто отпустить бортик, выловит и воду из носоглотки и лёгких выльет.
И "авось выдержит" конструкции на мне ломались, "отсюда просто надо прыгнуть, тут не высоко, мы же все прыгали" закончилось травмпунктом и почти неделей в кровати.
Потом я узнал ряд поучительных историй про то как иногда заканчивается "ничего страшного, все делают и у всех получается", часть была от ребят из травматалогии с переломанными позвоночниками, часть из семейной истории. В том числе и мой двоюродный дядя не дожил до своей свадьбы, потому что "у всех получается водить машину, нечего бояться, давай попробуем".

В общем дальше я судьбу не испытывал, ни на какие "поверь мне, просто делай как я говорю" инструкторов по горным лыжам не верил, я надо никому не жажду доказывать свою правоту по части осторожности ценой своих шишек. И в способ "просто поехать по сложному склону, жить захочется, тело само подскажет" тоже не верю.

Я в целом не очень из тех, кто подсознательно очень цепляется за жизнь. Для меня никогда не составляло особой сложности прыгнуть, например, с десятиметровой вышки в воду или съехать с горки на велосипеде. "Карррамба", и полетели, достаточно просто внутренне принять исход. Я могу поехать со скоростью, которая написана, наплевав на стойкое интуитивное желание ехать медленнее, не вопрос. Просто тогда нужно внутренне принять исход: если кто-то вылетит на мою полосу я не успею отреагировать. Готов ли я это принять? Знаете, пока писал пост я сомневался, но сейчас могу вполне однозначно сказать: Нет. Я и на следующем экзамене не буду делать вещей, которые по моим ощущениям подвергают опасности меня и окружающих. Будем брать экзамен измором.
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…