Alexander Kuklev (akuklev) wrote,
Alexander Kuklev
akuklev

Category:

Транспортное футуристическое II

Искаментов к самолётному посту:
sabotagecat: Но пока она /скорость самолётов/ увы тока снижается. https://medium.com/lift-and-drag/7885a299bca2

akuklev: Да, рынок сверхзвуковые пассажирские самолёты отверг: при нынешних ценах на топливо (не только при нынешних, а вообще при любых из периода с середины семидесятых до наших дней) полёт на них настолько дорог, что такие полёты оставались очень нишевым сегментом рынка, там цены билетов окупали полёты и обслуживание самолётов, но не окупили их разработки, потому и не вышло новых Конкордов. Для окупаемости такой разработки нужна массовость, а она при топливной экономике сверхзвуковых самолётов недостижима по ценовым причинам. Ну не доросли мы пока, дорого-с.

graf_vk: Я боюсь, что скорости расти некуда. 787 Боинг уже дает (если верить Википедии) 0.85-0.9 Маха. А при переходе через скорость звука затраты топлива растут непропорционально, насколько я понимаю. Так что я думаю, что сверхзвук никогда не будет массово использоваться.

akuklev: К сожалению, похоже на правду. И у 787го, и у A350 крейсерская скорость 0.85 Маха, максимальная крейсерская 0.89, для стандартной конфигурации крыла эта скорость обеспечивет максимальную эффективность. А эффективность у них огого! У них топливное потребление на пассажира ровнёхонько как у автомобиля, который в среднем перевозит двух пассажиров:
2.4 литра на 100 километров на пассажира у 787ого и 2.2 у А350.

Боинг хотел ещё делать штуку под названием Sonic Cruiser с крейсерской скоростью 0.98 Маха, но напоролся на отсутствие рыночного интереса. Да и с 787ым как-то проблем набралось немало, композитный самолёт с кучей электроники в критических местах — штука прихотливая.

А переход за скорость звука, похоже, требует радикального подешевения топлива. Скорости между 1 Махом и 2 Махами феерически неэффективны, их нужно как можно быстрее перепрыгивать, и лететь со скоростью от 2 Махов (как и делал Конкорд), а это повышение скорости в 2 раза относительно дозвуковых самолётов, трение о воздух растёт с квадратом скорости, стало быть, потребление ожидается тоже в 4 раза больше. У Конкорда, кстати, было как раз 16 литров на 100 километров на пассажира. Как раз в четыре раза больше современных ему дозвуковых самолётов.

Добавка: Как известно, в мае впервые был успешно испытан гиперзвуковой "самолет" с двитателем типа "скрамджет". Летательный аппарат достиг скорости 5.1 Маха (4828 км/ч), и пролетел в этом скоростном режиме 400 километров (за пять минут, есличо). Такая за 4 часа может долететь от любой до любой точки планеты (например от Франкфурта в Германии до Сиднея, они диаметрально противоположны), за полтора часа от Нью-Йорка до Лондона, за два до Москвы. Двигатель летательного аппарата, вообще говоря, рассчитан на максимальную скорость в два раза больше, что в ближайшем будущем будет тестироваться.

Первым делом на базе этой технологии будут делать естественно ракеты боевого применения: это проще всего, т.к. во-первых они одноразовые: ни садиться им уметь не нужно, ни стабильностью долгосрочной обладать, во-вторых их можно стартовать из пушки, сразу выводящей их на сверхзвуковую скорость.

Затем планируются беспилотные самолёты разведчики/курьеры. Самолёты-курьеры соответственно в том числе и для гражданских применений. "Экспресс-авиапочта", очень дорого, но очень быстро.

Пассажирских самолётов с такими скоростями делать не планируется, возможно беспилотные бизнес-джеты для глав государств и мультимиллионеров, да и то не раньше 2030-2050 года. Если исходить из стандартного 12-местного самолёта, топливные затраты планируются порядка 25 литров ракетного топлива на 100 километров на пассажира, что эквивалентно 100 литрам обычного бензина/керосина. Использование ракетных двигателей, есс-но, ещё более дорого.

Без какого-то радикальнейшего подешевения энергии (например через появление термоядерной энергетики) единственным способом преодаления звукового барьера скорости для пассажирского передвижения остаётся вакуумированный маглев (https://en.wikipedia.org/wiki/Vactrain). Вакууменый маглев это круто, там с разумными энергозатратами возможна _средняя_ скорость порядка 100 километров в минуту. Футуристы предлагают модели строительства "линий метро" планетарного масштаба с перегонами длинной в 1-2 минуты. "Станция Киев, следующие станции: Варшава, Берлин, Франкфурт, Париж, Брюссель, Лондон, конечная станция Эдинбург. Пересадочный экспресс Лондон-Нью-Йорк отходит с опазданием на пять минут".
Subscribe

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • (no subject)

    Встретил фотографию толпы футбольных фанатов, и она меня скорее напугала, у меня уж точно нет желания быть там среди них. Но внезапно я понял, что…

  • Прогресс

    Десять дней назад, вторая ступень SpaceX'овского корабля Starship своим ходом слетала своим ходом на десять километров вверх, и усмепшно приземлилась…

  • О водосбережении

    Как известно, питьевая вода во многих странах дефицитный ресурс. И даже в дождливой Германии летом иногда случаются засухи, в результате которых она…