Меня попросили всё-таки что-нибудь сказать по поводу событий на АЭС в Японии.
Upd: К сожалению, эта информация уже очень устарела, поэтому не надо делать перепост. На данный момент ситуация выглядит менее радужно, чем на момент его написания. Ситуация с реакторами стабилизировалась, зато в результате аварии на четвёртом энергоблоке, ещё не случившейся на момент написания поста, сложилась тяжелая ситуация вокруг бассейна выдержки кассет, способная привести к радиационному заражению за пределами станции.
Спокойствие, только спокойствие: Ничего страшного там пока не произошло. Погибших, тяжело раненных, облучённых нет. Радиационные выбросы небольшие. Никаких долговременных последствий не будет. Была проведена эвакуация населения на всякий случай, причём всех вывезли ещё до первого выброса. Разговоры о каких-то тысячекратных превышениях нормы за пределами промплощадки — обычная журналистская туфта. Кое-кого следует посадить на осиновый кол в назидание другим имбецилам-вредителям, готовым продать родную мать за дутую сенсацию. За пределами зоны безопасности АЭС допустимые уровни были незначительно превышены всего на несколько часов.
А чего взорвалось? Было три химических взрыва (взрывался водород), есть разрушения, 16 работников станции пострадало, но все живы и постепенно будут здоровы.
Что случилось? Случилось сильнейшее в новейшей истории Японии землятресение и последовавшее за ним цунами. В ходе землетрясения реакторы всех затронутых АЭС были заглушены. Останов реакторов прошел штатно, бысто и чётко. Японцы умеют отлично умеют строить сейсмоустойчивые конструкции: здания всех АЭС совершенно спокойно выдержали сильнейшее землятрясение и цунами без повреждений. К сожалению, заглушить реактор — это ещё не всё. После останова реактор ещё несколько дней выделяет тепло. Многие (особенно старые) реакторы после останова необходимо принудительно расхолаживать, прокачивая через них насосами воду, иначе пар может взорваться, а топливо расплавиться. На Фукусиме I эти насосы какое-то время после цунами не работали и в результате случилась жопа, которую мы имеем несчастие наблюдать. Все детали узнаем через пару месяцев из отчётов МАГАТЭ.
А что делать, чтобы это не повторилось? Старые опасные реакторы нужно заменять на новые безопасные. Самолёты времён первой мировой войны тоже были крайне опасными, но люди учатся на ошибках и исправляют их. Так же и тут: до конца 80ых качественно рассчитывать реакторы было невозможно, не хватало выч. мощностей; не было сегодняшних материалов, уймы наработанного опыта и понимания, где именно тонкие места. А главное, до Чернобыльской катастрофы безопасности просто не уделялось должного внимания. Сегодня дела обстоят гораздо лучше:
– системы аварийного останова дублируются многократно и срабатывают быстро (максимум, за 2 секунды);
– появились пассивно-безопасные реакторы, которые глушатся нормально
– без внешних источников питания и силовых агрегатов;
– при полном отказе электроники и других «умных систем»;
– при отказе механики и гидравлики, потере теплоносителя;
– научились делать эффективные реакторы с малыми отрицательными коэффициентами реактивности, такие реакторы принципиально не способны к саморазгону;
– появились новые материалы, такие как усиленный базальтовым волокном бетон, из которого делают контайнменты и фундаменты для некоторых современных реакторов.
Лучший пример — реактор МКЭР российской разработки. Это канальный реактор с естественной циркуляцией.
– По сравнению с реакторами второго поколения, в десятки раз снижено количество уязвимых мест.
– Все реактивностные коэффициенты малые отрицательные, исключён саморазгон.
– Отрицательный эффект обезвоживания, то есть при потере теплоносителя, реактор глохнет.
– Время аварийного останова 600 миллисекунд, полностью пасивное расхолаживание.
– Четыре независимых контура циркуляции, причём авария на одном из контуров не затрагивает другие.
– Мощный сейсмозащищённый многослойный контайнмент.
Пассивно-безопасными аналогами НИКИЭТовского МКЭР являются японский Hitachi ESBWR, американский Westinghouse AP1000 и отчасти европейский AREVA EPR. Вот именно на такие штуки надо переходить.
Отдельно нужно разрабатывать реакторы на быстрых нейтронах. Такие реакторы позволяют замкнуть топливный цикл и таким образом окончательно решить вопрос радиоактивных отходов. Все отходы которые будут оставаться при замкнутом цикле, можно без проблем разбавлять до той степени, чтобы они фонили не больше естественных минералов, и запихивать назад в урановые шахты. Все проблемы ядерной энергетики, о которых так громко трубят зелёные — проблемы решаемые, надо просто работать.
March 15 2011, 04:24:10 UTC 1 year ago
March 15 2011, 06:32:21 UTC 1 year ago
March 15 2011, 06:36:59 UTC 1 year ago
March 15 2011, 07:59:14 UTC 1 year ago
March 15 2011, 12:26:56 UTC 1 year ago
March 15 2011, 09:41:51 UTC 1 year ago
March 15 2011, 11:39:15 UTC 1 year ago
Однако тем не менее, могут возникать вопросы и к вполне штатным системам, например, по эффективности и работоспособности систем удаления водорода. Я думаю, что в окончательном отчёте МАГАТЭ это будет отражено.
1 year ago
March 15 2011, 10:22:43 UTC 1 year ago
Можете прокомментировать?
March 15 2011, 11:41:15 UTC 1 year ago
March 15 2011, 11:06:40 UTC 1 year ago
March 15 2011, 11:53:13 UTC 1 year ago
Откуда у Вас информация о «заражённых префектурах»? У меня информация из системы онлайн-мониторинга радиацонной обстановки в Японии (предупреждение: запросов к серверу сейчас очень много, и поэтому работает он медленно). Ближайшая к Фукусиме префектура, где датчики исправны и выдают информацию — Ибараки. Да, действительно, 12–13 часов назад там было повышение радиационного фона в 10–50 раз. Но Япония в целом — страна с крайне низким естественным фоном, и повышение фона в 10 раз означает, что радиационный фон достигает естественного фона, например, на гранитных набережных Петербурга. В следующей по дальности префектуре фон также повышался, но там он даже до московского естественного фона не дотянул. Так что пока за пределами зоны временного отселения никаких хоть сколь-либо серьёзных уровней не наблюдается.
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
March 15 2011, 22:05:10 UTC 1 year ago
Запретить цунами, договориться со всяческими циклонами, равно и антициклонами, отменить любые природные аномалии, метеориты, землетрясения, терроризм и, конечно же, принудительно заставить людей не ошибаться и не быть дураками. В общем сущие пустяки.
March 15 2011, 22:45:22 UTC 1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
March 16 2011, 00:10:52 UTC 1 year ago
March 16 2011, 06:17:23 UTC 1 year ago
Откуда там водород??..........
Зачем там водород??.........
Нитроглицерина там не было пару бочек? ;-)
Не понимаю...
Ну ладно, понятно, откуда в Припяти случился водород.
Но там-то такого не было...
> появились пассивно-безопасные реакторы
Это каки? Маломощные только.
Газовые всякие, например.
Остальные только в проекте...
Проект Брест'а уже сколько висит...
> замкнутом цикле
На сейчашный момент, этот самый замкнутый цикл, это мягко говоря, преувеличение.
Может быть, появятся какие-то зачатки чего-то работающего лет через 50.
> Все проблемы ядерной энергетики,
> о которых так громко трубят зелёные —
> проблемы решаемые, надо просто работать.
Совершенно согласен.
Более того, это наиболее экологически чистый способ производства энергии, хотя и далеко не самый дешёвый.
На достаточно новых реакторах такого случиться не может вообще никак.
Скажем, на реакторах типа ВВР подобное уже невозможно, и даже на новых РБМК (ну и старые переделывали чуток) тоже очень маловероятно. Уж и не говорю про БН'ы (хотя и там свои специфические проблемки таки есть).
Я бы вот так, кратко и с популизмом ;-), охарактеризовал бы причины проблемы в Японии -
1. Старые, устаревшие морально и физически реакторы.
2. Похуистическое отношение к нормам безопасности.
March 16 2011, 14:32:36 UTC 1 year ago
В первых трёх случаях это пароциркониевая реакция скорее всего, в четвёртом радиолиз воды.
>> появились пассивно-безопасные реакторы
> Это каки? Маломощные только.
Я бы не назвал ни гигаваттный МКЭР-1000, ни полуторогигаваттный ESBWR маломощным. Я не знаю, как это им удалось, но там естественная циркуляция рабочей жидкости, то есть ни одного важного для безопасности насоса там нет. Ну и как-то добиваются того, чтобы оно всё глушилось само при отказе механики, гидравлики и электроники. В МКЭРе к тому же очень низкий оперативный запас реактивности, реактор останется в надёжно подкритическом состоянии даже если каким-то образом у него выбьет все стержни.
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
March 16 2011, 09:16:07 UTC 1 year ago
"Отдельно нужно разрабатывать реакторы на быстрых нейтронах. Такие реакторы позволяют замкнуть топливный цикл и таким образом окончательно решить вопрос радиоактивных отходов. Все отходы которые будут оставаться при замкнутом цикле, можно без проблем разбавлять "
March 16 2011, 16:52:06 UTC 1 year ago
Чтобы получить грубое представление → http://en.wikipedia.org/wiki/Fast-neutr
1 year ago
1 year ago
March 16 2011, 10:13:56 UTC 1 year ago
Увы
Если знаете, расскажите, что произойдет после расплава топливных стержней, поскольку, судя по фотографии, предотвратить его уже вряд ли удастся. И еще - при какой температуре распадается диоксид плутония и каковы механизмы его накопления в организме. Чистый плутоний - сильнейший яд.
В третий реактор, если повар нам не врет, загружен MOX (смесь диоксидов урана и плутония).
March 16 2011, 16:34:33 UTC 1 year ago
Re: Увы
Ну, расплавление там уже давно произошло, ещё позавчера. Такое уже случалось, почитайте хотя бы в Википедии про катастрофу Three Mile Island. Давление внутри реакторов сейчас мало (меньше полутора атмосфер), охлаждение морской водой протекает штатно, так что новые взрывы на реакторах очень маловероятны. Тем более там сейчас дыры и водороду накапливаться негде. Ситуация вроде стабильна. Сейчас вся трансурановая бяка ещё по всей видимости не вышла за пределы реакторов и уж абсолютно точно не вышла за пределы контайнмента. Контайнменты разрушены не сильно, так что выход трансурановой бяки в атмосферу и вообще за пределы промплощадки невозможен, если только не случится какой-нибудь новой неожиданной аварии.Однако некоторые опасения вызывают бассейны выдержки и хранилища отработанного топлива, что сейчас происходит там не совсем понятно. Пар есть, фон есть, а информации нет.
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
March 16 2011, 17:23:14 UTC 1 year ago
March 16 2011, 17:34:57 UTC 1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
March 17 2011, 06:30:35 UTC 1 year ago
March 17 2011, 14:53:09 UTC 1 year ago
March 17 2011, 09:23:56 UTC 1 year ago
Не понял, как поддерживается реакция при собственной (без стержней) отрицательной реактивности?
March 17 2011, 13:16:05 UTC 1 year ago
March 17 2011, 09:55:40 UTC 1 year ago
правда?
Deleted comment
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
March 17 2011, 15:44:28 UTC 1 year ago
куда подевали родные милирентгены?
не прошло и 10 лет как говно-физики выдумали новую систему измерения радиацыи.. видимо старая система была "полной туфтой для жюрналистов"
March 17 2011, 15:47:52 UTC 1 year ago
Deleted comment
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
1 year ago
Deleted comment
1 year ago
1 year ago
1 year ago
March 17 2011, 18:33:57 UTC 1 year ago
March 18 2011, 13:27:49 UTC 1 year ago
March 18 2011, 15:19:10 UTC 1 year ago
March 21 2011, 09:17:21 UTC 1 year ago
2) Проблемы Фукусимы, считаю, возникли из-за этого: http://twilighshade.livejournal.com/522
3) Про быстрые нейтроны - поддерживаю. Да и со всеми остальными Вашими тезисами тоже согласен: + 100!
March 21 2011, 09:20:33 UTC 1 year ago
Аналоги исключительно в смысле поколения и пассивной безопасности. AP 1000 и ESBWR совсем хорошо могут расхолаживаться на естественной циркуляции, EPR похуже, но тоже, вроде как, без мелтдауна.
1 year ago